Почему вообще авианосцы? Сложно сказать, это примерно, как «а почему флот?». Ведь авианосцы не так харизматичны как ощетинившиеся всеми калибрами линкоры или шустрые проныры эсминцы. Но что-то в них есть особое (лёгкость? воздушность?), особенно в японских «журавлях». Essex на их фоне смотрится несколько более громоздко, но забитая авиацией полётная палуба, грозно торчащие по бортам и у острова зенитки с универсалками, скоростные обводы под полётной палубой меняют дело. Сразу видно – строился он не уголь возить, а повелевать морями.
http://blog.worldofwarships.ru/wp-content/uploads/2013/08/Picture-1-1920X10801-300x168.jpg

Налево пойдёшь – линкор найдёшь, направо пойдёшь – эсминцы буянят

Авианосец самая крупная и опасная, но при этом слабо бронированная цель (хотя у того же класса Essex хоть бронепалуба ангара есть), прекрасно разносимая фугасами и противоминными орудиями. Не удивительно, что его любит пофокусить противник. Пара попаданий в палубу или ангар – и авиация, скорее всего, не скоро поднимется в воздух. Поэтому на передний край вылезать авианосцу настоятельно не рекомендуется.
С другой стороны, авиация не снаряд – летит куда дольше, а прикрытие команде нужно здесь и сейчас, и вариант «залезть в угол» тоже не является панацей. Приходится маневрировать где-то за линией баталии, прикрываясь дымовыми завесами эсминцев, островами и собственным истребительным прикрытием от обнаружения.
На первый взгляд, в игре авианосцы не особо сложны для управления. Перекладывай руль, выставляй скорость и следи за миникартой. Держись подальше от очага битвы и направляй самолёты. Увидел цель – поднял группу, нанёс удар, дождался возвращения – и так несколько раз. В теории всё просто: «что я, в арту не играл что ли?». На практике же сразу вылезают различные мелочи.

Четыре причины, почему авианосец – не арта

Самое первое – авиация, в отличие от артиллерийского снаряда, смертна, и сбивать её стараются все, кому не лень. Даже самый хилый эсминец обязательно постреляет в сторону пролетающих мимо торпедоносцев.
Второе. Самые вкусные цели, тяжелые корабли, утыканы зенитками всех мастей. Одиночную эскадрилью ударных самолётов крупный линкор съест, даже не заметив. А несколько таких кораблей способны без особых потерь отбить атаку полной ударной группы более чем одного авианосца.
Третье. По мелким кораблям трудно попасть, они очень вёрткие и быстрые. Крупные соперники по манёвренности также не сильно отстают, но габариты и инерцию никуда не денешь – тут немного проще.
И четвёртое. Запас топлива не бесконечен, а палуба не резиновая. В описании боя QA и GD внимательные читатели уже заметили упоминание одновременности посадки и взлёта. Тогда это писалось по горячим следам и действительно было так, сейчас же ещё один кусочек паззла «World of Warships – крутой хит!» положен на место. Теперь садящаяся эскадрилья блокирует возможность поднять другую на время посадки, как в жизни.

Сам не летаю – и другим не дам!
http://blog.worldofwarships.ru/wp-content/uploads/2013/08/Picture-22-300x187.jpg

Пока хороших целей не видно или ударная волна перезаправляется, авианосцу можно и нужно заняться общественно-полезным делом – воздушным прикрытием. Первое, что видно в бою – это толпы разведсамолётов противника, вслед за ними – ударная авиация, а если проспать – то и снаряды с линкоров. Я обычно поднимаю первым делом истребители – и иду тушить свет и перехватывать бомбардировщики.

Топи их всех – рандом разберётся!

Cause somewhere on that ocean I know she’s gotta be
We gotta sink the Bismark to the bottom of the sea
We’ll find that German battleship thats makin’ such a fuss
We gotta sink the Bismark ’cause the world depends on us
Сбивать разведчики, прикрывать корабли от ударных самолётов противника – это здорово и полезно. Но любой авик мечтает о другом: лично утопить Yamato (Iowa, Bismarck, Hood… по вкусу). Тут и кроется основной подвох: плохо организованная атака только подставит противнику воздушные мишени. Удар следует наносить полной комбинированной авиагруппой. При этом цель очень желательно выбирать одиночную либо в составе небольшой группы – уже два корабля создают друг над другом очень неприятное для наших самолетов перекрытие зенитками.
Не так давно начитанным форумчанином был выложен хороший текст с обзором исторических реалий. Так вот, уже сейчас всё примерно так и есть.
Идеальная схема атаки: пикировщики заходят слева и справа по курсу цели, а торпедоносцы – сбоку и спереди, лучше всего с обоих бортов. Таким образом, куда бы цель ни поворачивала, как минимум одна группа будет находиться в выигрышных условиях для атаки, а торпедоносцы смогут зайти перпендикулярно курсу цели. Для полноты картины можно с опережением выслать истребители – они перехватят себе подобных, если такие обнаружатся, и «подсветят» обстановку в районе цели.
http://blog.worldofwarships.ru/wp-content/uploads/2013/08/Picture-37-300x200.jpg

Схема идеальной атаки
Шансы на успех сильно увеличиваются в случае координированных действий двух и более авианосцев. Каждый заходит со «своего» борта, тем самым удваивая минимальный ожидаемый урон. Атаковать с кормы очень плохо – цели шустрые и норовят отстреливаться, поэтому скорее вся эскадрилья сгорит, чем добьётся попаданий.
Дальнейшее сильно зависит от состояния атакуемого корабля и общего количества орудий ПВО противника в зоне атаки. Мне случалось терять как пару самолётов, так и всю ударную группу целиком при атаке на плохо засвеченную группу кораблей. Да, это не танковая арта, играть по принципу «выстрелил-забыл» не получается.

А если прижмёт?

Иногда случается, что на авианосец выходит какой-то наглый эсминец или другой авианосец. В случае отсутствия готовых эскадрилий, приходится прибегать к крайним мерам и отстреливаться огнём универсальных орудий. По понятной причине в виде острова с пушками на правом борту, авианосцу лучше в таком случае противника встречать этим самым правым бортом, тогда огонь будет максимально плотным. Против крейсера, в общем-то тоже можно попробовать постоять, но лучше до этого не доводить.

Ждать звездного часа или рисковать?

Как угадать правильный момент для нападения? Ранняя атака чревата высокими потерями – противник прёт кучей, ощетинившись ещё неповреждёнными зенитками. С другой стороны, бой длится не вечность и когда-то надо действовать, набивать фраги и вообще «тащить и ногебать».
Конечно, желательно выбирать отбившегося от стада одиночку, лучше уже немного помятого артиллеристами, которые успели выбить часть зениток. Получается не всегда, тогда приходится атаковать и целые линкоры, пытаться выцепить крайний корабль в большой группе или проводить свободный поиск истребителями с заранее поднятой и собранной в один кулак ударной волной в надежде найти лакомую цель до исчерпания запасов горючего. Иногда это выходит, иногда нет.
Таким образом, ожидавшаяся по прочтению того же Шермана весёлая охота авика на линкорчики превращается в выслеживание наиболее побитого, но ещё очень опасного корабля, заход на него с выгодного направления атаки, и обход крупных скоплений противника. Тут универсального рецепта не будет, сам ещё не придумал. Хотя попытку спастись бегством в случае прорыва фланга никто не отменял – благо, скорость позволяет.
На данный момент геймплей авианосца стал заметно сложнее предыдущего (QA-vs-GD) «собрал пикировщики — послал на цель». Искусство «ногиба на авике» ещё не совсем «easy to learn, hard to master», но явно к тому идёт. И это хорошо.